Яхта за 1000 евро из Швеции. Реальная история

Вот не написала бы эту историю, если бы….. Уже несколько раз ко мне на учебу на шкипера (яхтенного капитана) приходили люди, искренне уверенные, что где-то стоит яхта их Мечты, средство их Свободы, всего за 1000 евро. Да, есть такая книга “Как купить яхту от 1000евро” и я знакома с ее автором Вадимом. Однако, дьявол кроется в деталях. Ключевое слово “От”. А мозг человека сознательно его не замечает

Девять лет на берегу

Пару лет назад. У меня отдых от моря, несколько свободных недель выпало, и тут звонок от знакомой — Ксении. “Мой приятель купил маленькую яхту в Швеции и ему нужен капитан перегнать ее в Питер. Возьмешься?” Как раз у меня было одно небольшое дело в Швеции и тут такая оказия. Взялась, но поставила условия по срокам, по техническому состоянию лодки, по взаимным договоренностям. Цена еще ни разу не виденной хозяином яхты заметно поднялась.

Там любые дорОги дОроги

Прилетели в Стокгольм. Встретились с посредником. Бывший русский Макс, имеет здесь яхтенный посреднический бизнес. В Швеции это очень просто, потому что яхта до 12 м длины по документам — как велосипед, то есть никаких общений с органами регистра и прочим. Написал бумажку — договор продажи и все. Рекомендовать его не буду, без подробностей. Хотя нет, одну можно. Он потом нам привез спасательный плот, за отдельные деньги, на котором как-будто случайно была поцарапана дата изготовления. Бегающие глазки и фонтан красноречия, на мой вопрос о дате, добавили подозрение, что царапина тут не случайна.

Уже на воде в ремзоне Skillinge
Марина Sillinge. Офиса нет. Автомат сморегистрации

За цену в пол лодки, то есть что-то вроде 550 евро, он отвез нас из Стокгольма к яхте в крошечный городок Skillinge, что на юге Швеции. Почему так? Далеко, да и страна дорогая. К тому же вечер выходных. Более-менее прямого общественного транспорта в этот поселок не то, что нет, а вообще нет. Только с массой пересадок.

Встреча с мечтой

29 футов (почти 10 метров) Мечты стояло на кильблоках на задворках маленькой ремзоны крошечной марины. Со снятой мачтой и под толстым слоем пыли. Сразу начались расстройства. Супруга хозяина дала ему добро только на яхточку с отдельным гальюном, но, сам унитаз оказался расколотый. И системы он не стандартной, просто так не поменяешь.Посредник-Макс говорил, что она стоит пару лет, а в шипярде (ремзоне) мне сказали семь-восемь, а может и девять. Посмотрела на это хозяйство и решила, если мотор живой, то можно и пободаться с заведомо тухлым раскладом. Еще бы. Ведь за две недели надо не только подготовить лодку к переходу, а еще и перегнать ее на более чем полтысячи миль, включая открытое море. Причем был не самый благоприятный по ветрам сезон.

Ручной запуск дизелька. Не функционален из-за близкой переборки
И он завелся! Внизу рычаг декомпрессора

Аккумуляторы мертвые. Окей. В шипьярде купили обычные автомобильные. Цену не помню, но дорого. Клеммы при сборке отвалились. Пришлось подрезать, зачищать, зажимать. Танцы без бубнов в позе зю. Да, у этого мотора была ручка запуска как у древних тракторов, но она упиралась в переборку и завести ей было не реально.Проверила масло. Даже не гудрон, а вполне себе масло, еще масляное. Система охлаждения (здесь она вообще одноконтурная, то есть без антифриза) в консерванте. Ладно, думаю, на пару секунд мотор пущу и будем решать. Блок управления двигателем не работает. Нашла глушилку на моторе, нашла клеммы стартера, которые замкнуть отверткой. Ага, тут еще рычаг декомпрессора. Подкачка топлива штатным насос низкого давления. Трынц отверткой в контакты, рычагом декомпрессора туда-сюда и… он завелся. Ура! Но смотрящим за нами оттуда было скучно и они подкинули еще одну вводную. Мотор не глушится аварийной глушилкой. А охлаждение не подключено, мы не на воде, еще немного и хана мотору. Я хозяину: “Тряпку срочно”. Чтобы заткнуть воздухозаборник. Нет тряпки. По наитию перевожу декомпрессор в крайнее положение и он глохнет. Уф.

Куда у вас ходят по вечерам? В ведро

Хозяин — молодой человек, с техникой дела раньше не имел, оказался на редкость идеальный исполнитель. Он не спорил и не спрашивал зачем. Мы поменяли масла, фильтры, проверили импеллер, помпу трюма ручную и еще кучу всего. Список неисправного и неработающего уже не помещался на листочке А4. Но прямо критичного в него ничего не было, кроме топливного танка полного грязи и бактерий (есть такие, жрут нефтепродукты).

Вид на кокпит из задней каюты-гробика
Подаренная соседом рыба

Кингстоны не работают, заткнули чопиками снаружи. Хозяин отпилил их вровень с корпусом. Один кингстон я оставила в раковине гальюна. Поговорка неприличная есть: “Только покойник не ссыт в рукомойник”. Второй кингстон оставила для раковины на кухне. Он даже шевелился, но, как оказалось позже, внутри шаровой кран сгнил и не перекрывал воду. Впрочем, чопики для затыкания были. Да, удивительно, но кингстон забора воды на охлаждение работал. Водоснабжение наладили от штатной помпы воды с механическим приводом. Редуктор газа и сам баллон ржавые в хлам. Купили новые. На плите газ-контроль закис . Чтобы вскипятить чайник надо держать крутилку конфорки нажатой или зажать ее чем-то. Аварийно, но если под контролем… Тиковое покрытие в кокпите сгнило и при попадании на него воды текло лужами неприлично коричневого цвета.

Нежданчики

Инструментов на борту нет. Только мой мультитул. В поселке один продуктовый магазин с секцией бытовых товаров и все. Под одной лодкой нашли ржавый нож, под другой отвертку. Живем. Нужное клянчили в шипярде. Там были рады, что место освободится ну и вообще, отзывчивые и хорошие ребята.Спустились на воду. Мачту краном нам подвели, помогли закрепить. Я настроила, благо опыт имелся. Не хватает проводки для бегучего такелажа. Нет веревки для топенанта, но, благодаря оттяжке с пружиной он и так держится, когда парус снят. Купила на соседней яхте блочек. Одной исправной лебедки хватало на паруса. Вот они плюсы маленьких яхт, где почти все можно сделать руками.

Готовимся к спуску на воду

Лейзиджека нет. Все по классике. Поставили грот, а на нем дырочка напротив краспиц. Протерся когда-то. Так идти нельзя. С трудом выпросила нитку и иголку в марине. Мы же стоим на воде в ремзоне и нас оттуда не видно. Хитро смотря мне в глаза, капитан-швед спросил, а как зовут твою яхту. Опс, А я и не знаю. Сказала ее модель Винга. Проканало. Иголку дали.Стаксель (основной и маленький) крепятся к штагу на карабинах, которые закисли. Пришлось их смазывать и разрабатывать. Пашем от восхода до упора. И деньги для меня тут уже не важны. Азарт взял, решить задачу.Так теперь надо с топливным танком (баком) разобраться. При снятии датчика (хотели через него танк откачать и промыть) хозяин уронил его внутрь танка. Попытки достать крючком из проволоки провалились. Датчик подцепили, но обратно он не вылезает. “Ладно, вытёсывай чопик из дерева”, — говорю ему. Вогнали осиновый кол в глотку танка и отключили его от системы.

Чопик в топливном баке

На борту две канистры: 20л и 10л. Делаю систему питания мотора самотеком из канистры, закрепленной в кокпите. Во вторую канистру внизу пускаю обратку. Черт, не хватает топливного шланга. Вернее есть еще кусок, но нечем соединить. Напоминаю, что ближайший хозмаг в 30 километрах, такси туда-обратно целая проблема найти, да и в бюджет “яхта за 1000евро” оно не вписывается. Тем более, что запаса в бюджете уже почти и нет. А автобусами… мало их и время поджимает.

Канистра питает мотор самотеком
Запасное топливо

Иду думать. Наталкиваюсь на свалку кондиционеров и там откручиваю кусок медной трубки, как раз на соединитель, а еще и разживаюсь проволокой ( для хомутов и прочего). На помойке шипядра находим пару канистр из-под масла. Отлично, пойдут на топливные.

Дорога к дому

В сельпо поселка купили ведро с крышкой, понятно для чего, посуду, много резиночек с крючками, чтобы фиксировать канистры и румпель, какой-то еды. Прицепили радарный отражатель. Не помню уже, то ли бутылку-полторашку фольгой набили, то ли готовый был в хламе в рундуках. Ребята из шипярда нацедили нам солярки всего по 1.5 евро за литр, сосед поделился свежей рыбой и мы вышли на север в сторону пролива между Кальмаром Kalmar и островом Боргхольм Borgholm.

Все по классике. Лейзиджека и бега нет

Навигация по Навионикс в моём телефоне и в ручном Garmin, который только и умеет, что показывать координаты, скорость и курс, но это реально ночью очень ценно, так как подсветка компаса не работает. А еще есть килограммы старых бумажных карт. Из приборов работает только эхолот (без него не пошла бы) и компас. Из связи была УКВ ручная и пейджер спутниковый с функцией SOS.Благополучно добежали до марины Кальмара и стали там пережидать встречный ветер. Да, швартовка, где надо ловить буй и оттягиваться к пирсу идеальна, если есть специальный крюк. Крюка не было. И, по-моему, что-то с переключением ход вперед-назад было загадочное. И румпель в крайних положениях застревал. Ну ничего, специально для нас там был понтон с швартовкой “на пальцы”.

Специальный крюк для буев
В марине Кальмар

Здесь к нам прибыло подкрепление: родственник хозяин — военный моряк в отставке и наша общая знакомая, Ксения. Это отлично, потому как рулежка руками на двоих на проблемной яхте — не самое релаксирующее занятие. Да и работа с парусами, где нет ни закрутки, ни лейзиджека не дает отдохнуть. Подкрепление привезло инструменты, пиротехнику, много фонариков и батареек. Ведь у нас вся проводка мертвая, перебирать ее не было возможности, времени и желания. И я отключила все подозрительные цепи. Круговые фонарики на мачту и готово. Теперь мы по огням судно меньше 7 метров (а чего, где 9, там и 7). «Судам длиной менее 7 м разрешается выставлять круговой белый огонь вместо топового, бортовых и кормового, если их максимальная скорость не превышает 7 уз»Плюс мощный фонарик подсвечивать паруса. А инструменты. Не помню для чего, но нужен был клепочник и дрель. Как вы понимаете, этим надо еще уметь пользоваться.

В шхеры

Следующая перебежка была до Нюнсхамн (Nynashamn) в шхерах. Очень красиво, не простая навигация, но оно того стоило.Туда должен был приехать Макс, привезти спасательный плот, и что-то еще из обещанного им ранее.

В шхерах. Когда светит солнце, они играют красками
В марине
Знаменитый замок Кальмара

Про шведские марины. Чисто, аккуратно, в некоторых даже кухня с микроволновками и холодильниками. В каждой из них есть сауна.

В открытое море

Впереди 200 мильный переход через Балтику. Казалось бы, для парусной лодки, не спеша, ну два дня. Но, мы не можем нести все паруса раз, во-вторых мореходность у этой модели не очень. Да и волна в копите пойдет вниз на двигатель и в салон (все щиты подгнили). Крепкого ветра яхта может не выдержать, паруса так точно порвутся, к гадалке не ходи.

Скорость под парусами 6 узлов за счастье, под мотором заметно меньше. Прогнозы не хорошие. Поэтому принимаю решение не прямиком идти к финнам, закрывать границу, а в начале Финского залива поймать свежий интернет-прогноз и подумать. Намечаю несколько мест, куда можно спрятаться от непогоды. Вышли. Какой кайф, когда на борту Команда. Можно не стоять вахты, а нести общее руководство. Начало подкачивать, Яхта очень валкая. Ксения сообщила, что ей немножко не того. Еще бы, готовить на качке — верный рецепт укачаться. Накормила драминой и мы Ксению потеряли. Ей было хорошо, крепкий и здоровый сон почти на сутки.

Я (справа) с Ксенией
Подарок от морских Богов — вкуснейший сарган.

Что по дороге происходило из мелких неожиданностей, я не помню, легко устранялись. Это только в некоторых областях деятельности «умеючи долго», а в таких, как раз наоборот, если умеючи. Через полтора суток с островов добил интернет, а там.. прогноз стал еще хуже. Да и диафрагма сейлдрайва (коробки передач) стала как-то подозрительно мокнуть и добавлять в трюм литр за сутки. А двухслойная она или однослойная (были и такие) не понятно. Под ней море, ниже ватерлинии. Поэтому промежуточная точка — Таллинн. Пришли в марину Pirita. А погода… Труба. Надо ждать 3-4 дня, минимум. У меня их нет, да и у хозяина отпуск кончается. Дальше история продолжалась без меня, но в итоге, все получилось. Сколько на круг вышло денег я тактично не стала интересоваться. Много, а ведь это был только первый круг счастья.Так как времени прошло много, то могу немного ошибаться в хронологии событий и фактов.

Всякие остальные мои опусы, рассказы и видео можно посмотреть тут (нажать). Заодно можно подписатьсяПочти серьезно (Яхтинг это страдание)Стеб по фильму «Не угаснет надежда»Поменять жизнь? Как я стала яхтенным капитаном-инструктором.Фильм Дрейф. Победа развитого идиотизмаФильм «Морские цыгане. Дальняя сторона земли» . Приключение это всего лишь плохое планирование или Удача прется от раздолбаев.Про Тихий океан, говорят, лучшее, часть перваяТут короткий видеообзор яхты, на которой я сейчас работаю капитаном в Севастополе