Румыния

Румыния – древняя и красивая страна

Румыния набита красотами и древностями, как сундук сокровищами. Удивительно, что она не пользуется популярностью у российских туристов… В Румынии я оказалась в группе поддержки российских спортсменов – участников хард-эндуро ралли Red Bull Romaniacs.

Готовясь к поездке, я придерживалась своего любимого принципа – совмещать увлекательное с интересным. Поэтому я, получив журналистскую аккредитацию на это соревнование, запаслась картами и путеводителями, а в путь отправилась на полноприводном пикапе, в котором нашлось место и для легкого мотоцикла, и для велосипедов. Кроме того, наслушавшись рассказов о цыганах, я накупила кучу велозамков на тросиках, дабы надежно закрепить к кузову все свое двухколесное хозяйство.

Румыния не входит в шенгенский союз, поэтому нам пришлось озаботиться визой: пятидневный транзит, разрешенный при наличии виз большинства сопредельных государств, нас не устраивал. По отсутствию очередей в посольство стало ясно, что страна не входит в число популярных у российских туристов.



ЛОШАДИНЫЕ СИЛЫ

Оставив позади Украину, дороги которой последний раз ремонтировались, по-видимому, еще при Тарасе Бульбе, мы попали в другой мир. По отличным трассам наряду с современными грузовиками двигались конные повозки с сеном, бидонами с молоком и даже телеги-мусоровозки. Вокруг обработанные поля, сады. Да, Румыния явно аграрная страна: все, что лежит в долине Дуная вплоть до Черного моря, это равнины, в основном отданные под сельхозугодья. Хорошо, что нам не к морю, а в гористую Трансильванию, лежащую на северо-западе страны.

Наша основная точка назначения – город Сибиу, где находится штаб-квартира «Романьяков». Навигатор предлагает разные варианты пути от 500 до 700 км длиной. Выходит, Румыния – большая страна площадью с Австрию, Швейцарию и Чехию вместе взятые. Разумеется, мы выбрали самый короткий маршрут. Значительная часть его оказалась хитро закрученной серпантинной дорогой по карпатским горам, на нескольких перевалах и вовсе лишенной асфальта. Кто ездил по серпантинам, тот знает, что средняя скорость на них получается просто смешной. Впрочем, у нас не ралли, мы никуда не опаздываем, да и пейзажи вокруг замечательные. Карпаты – живописные горы с быстрыми речками и высокогорными озерами. В некоторых местах альпийские луга начинаются на совсем небольших высотах, а с другой стороны тот же хребет до самого верха покрыт густым хвойным лесом.


Наследие Средневековья. Узкие улочки старых городов Трансильвании и Валахии помнят графа Дракулу

Чем ближе к Европе, тем заметнее разница в архитектуре. В городках старинные жилые дома под черепичными крышами с гербами на воротах. Дорожные указатели с информацией и схематичным изображением всех достопримечательностей. Причем что за достопримечательность – церковь, замок или античные развалины, – ясно и без перевода. Заблудиться невозможно – все дороги, даже неасфальтированные, пронумерованы и на карте, и на местности.

Смотрю на информационный указатель, а потом в навигатор на список объектов POI (от англ. points of interest –«точки интереса»): неподалеку, в Сермигитузе, расположены развалины античного Колизея даков. Дакия, занимавшая большую часть современной Румынии, во времена Римской империи была чем-то вроде провинции, находясь на полувассальном положении. По всей стране остались многочисленные развалины дакских крепостей, которые использовали не только для защиты от варваров, шедших на Рим, но и для борьбы за независимость от самих римлян. От этого Колизея остались трибуны, центральная площадь с развитой дренажной системой и мощные фундаменты сопутствующих построек.

Центральная улица города Сибиу каждый год на несколько дней превращается в бесплатный цирк под открытым небом

НАСЛЕДИЕ ГОТОВ
Вдохновившись древностями, мы решили посетить еще что-нибудь историческое. Ого, как же тут много всего интересного! Памятники архитектуры, пещеры, монастыри, крепости, минеральные источники – стоит ткнуть пальцем в карту, и обязательно попадешь в достопримечательность. Мы выбрали семисотлетнюю крепость Корвинов – как гласит путеводитель, «один из ключевых памятников искусства средних веков и архитектуры не только Румынии, но и всей Юго-Восточной Европы. Крупнейший замок готического стиля». Построенный на развалинах древнеримских фортификационных сооружений, замок отлично сохранился и до сих пор впечатляет размерами и архитектурой. Прогуливаясь по его башням, комнатам и тронным залам, невольно задумываешься, какими были его обитатели – о чем думали, к чему стремились… Этого уже не узнать. Единственное, что можно сказать: развлекались они своеобразно. Под окнами главных покоев находится десятиметровая яма с отвесными каменными стенами. Называется она медвежья. Думаете, персональный зоопарк? Почти. В этой яме действительно жил медведь, а деликатесами ему служили… преступники. Средневековье, что возьмешь.

Работа на износ.
До финишного пятого дня добралось менее половины гонщиков

БРЕНД НОМЕР РАЗ
Не менее леденящими кровь делами прославился Влад Цепеш, он же Дракула, – с 1443 года правитель Валахии (историческое название части Румынии). Прозвище Цепеш переводится как «сажающий на кол», а имя Дракула досталось ему от отца, который был членом рыцарского ордена Дракона.

В Румынии Дракула это бренд. Сувениры и алкогольные напитки лишь малая толика того, где используется это имя. А уж сколько тут замков Дракулы, сложно сосчитать: здесь он родился, там жил, в этом замке казнил известного воеводу, в том – украсил отрубленными и насаженными на колья головами все крепостные стены. Где вымысел, а где правда, понять нельзя, но, похоже, с психикой у этого человека были серьезные проблемы. Может, виной тому многолетнее пребывание в подростковом возрасте в турецком плену, может, ранняя потеря родителей, произошедшая на его глазах… Однако что-то дракульское осталось на этой земле и спустя века, ибо чету Чаушеску – руководителей социалистической Румынии – не так давно казнили по-настоящему.

Пролог.
Бетонные кольца – далеко не самый сложный элемент в полосе препятствий
ЦЕЛЫЙ ПОЕЗД ВЗРЫВЧАТКИ
Наверняка вы слышали про Военно-грузинскую дорогу. Так вот здесь есть что-то похожее, но в более современном варианте. Видя уязвимость страны в плане переброски вооружения с севера на юг, во времена правления Чаушеску военные построили Трансфэгэрашское шоссе. Количество взрывчатки, затраченной на его прокладку, примерно соответствует полной загрузке товарного железнодорожного состава. Дорога, забирающаяся местами на высоту более двух километров, идет через горный массив Фэгэраш. Она спускается к тоннелям, поднимается серпантинами по крутым склонам и открыта для свободного проезда всего пару месяцев в году. Говорят, это лучшее в Европе место для езды на спортивных машинах, но и на полноприводном пикапе здесь не менее интересно: можно сворачивать в разные грунтовые ответвления, наслаждаясь дикой природой Карпат.

Улыбаемся и машем.
Настоящие мотоманьяки могут и не такое
СНАЧАЛА БЫЛО ШОУ
Вот мы и в Сибиу. Этот древний город сложно идентифицировать как румынский – типичная черепичная Европа. Здесь уже во всю идут приготовления к соревнованиям Red Bull Romaniacs. Масштаб мероприятия впечатляет. Организацией гонки занимается столько народа, что диву даешься, как их удается координировать. Впрочем, вдохновитель и бессменный организатор гонки Мартин с 2005 года отладил систему до винтика.

Долины отданы под сельское хозяйство, зато в горах царство нетронутой цивилизацией природы

Одна из главных площадей отдана под лагерь соревнования. Тут стоят многочисленные автобусы, кемперы, «технички», развернуты шатры, навесы. Рядом, на соседнем бульваре, возводят полосу препятствий.

Само соревнование пятидневное, причем первый день это шоу для зрителей. Под насыпными валами крепостных стен на границе старого и нового города гонщики должны преодолеть изощренные конструкции – к примеру, полуприцеп от грузовика, кучу камней, подвешенные за веревки автопокрышки, сложные деревянные мостки. А еще надо спрыгнуть с трансформаторной подстанции в кучу песка, не застрять на бетонных кольцах и скользких бревнах. В общем, самое то для мотоманьяков. На удивление, таких в этом году набралось больше сотни, и приехали они со всех пяти континентов.

В первый же день, разумеется, было множество феерических падений, не все из которых закончились без последствий. Но, как оказалось, это только цветочки. Дальше пошли испытания такой сложности, что до финиша добралось меньше половины участников.

Живой транспорт.
Румыния – бедная страна, и лошади – наиболее популярное транспортное средство в ней
ГОНКА ИЗНУТРИ
Все маршруты следующих дней «Романьякса» проходили по горам. Вот тут-то и выяснилось, что наша «матрешка» – пикап с велосипедами и мотоциклом – идеальный вариант для этих мест. Благодаря полученным в пресс-центре картам и трекам у нас была уникальная возможность прочувствовать соревнование изнутри. Да, пока не увидишь, не поверишь, что здесь можно проехать на мотоцикле. Отвесные спуски, где большинство участников тащили мотоцикл вниз, положив его набок, чтобы он, цепляясь подножкой и рулем за грунт, хоть как-то тормозил на этой крутизне. Вертикальные подъемы, на которые спортсмены попросту закидывали мотоцикл (с помощью его мотора, разумеется) – лишь бы он оказался там, откуда уже можно тронуться и ехать дальше. Броды в быстрых горных речках. Подвесные пешеходные мостики, падение с которых гарантировало травму. Представляете процесс эвакуации пострадавшего с горных троп? Но, оказывается, и это продумано. У каждого гонщика в рюкзаке были мини-трекер, в режиме реального времени передающий его местонахождение, телефон, аптечка и три цветных ракеты для подачи сигнала. По маршруту спортсменов сопровождали медики на таких же спортивных мотоциклах. В промежуточных точках дежурили квадроциклы с мобильными носилками, а с воздуха территорию патрулировал вертолет. В общем, не имей мы отношения к этой гонке, не увидели бы ни реальных сложностей маршрута, ни правильного подхода к безопасности и организации. Ну и, конечно, всего разнообразия румынской природы.

В дальние края.
Пикап с мотовелотехникой в грузовой платформе и «гробиком» на крыше – универсальный комплект для активного отдыха
Но Румыния хороша не только горами. Ее черноморское побережье – это замечательные пляжи, приличные гостиницы и многочисленные древние памятники. Цены, кстати, ниже среднеевропейских, а на еду так и вовсе смешные. Что еще? Местные жители доброжелательны – правда, почти не говорят по-английски, больше по-немецки. А цыган мы встретили только один раз. Прилично одетая в яркую национальную одежду семья мирно шла по своим делам и ни у кого ничего не цыганила.

ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУ
Для законного передвижения на автомобиле по дорогам Румынии надо купить «виньетку», стоящую около 10 евро и продающуюся на любой заправке. Цена топлива среднеевропейская, количество заправок велико. Автосервисы есть для машин всех марок, шиномонтажи также не редки. Кредитные карточки принимают практически везде, банкоматов много. Типично европейские автокемпинги есть только на побережье. Но в горах немало автотуристов, ставящих палатки у озер и рек. Вкусно и недорого поесть можно в любом придорожном кафе. Wi-Fi ловится в населенных пунктах почти повсеместно, а в большинстве кафе и гостиниц он и вовсе бесплатный.