«Романтика» перегона парусных яхт

Думаю, стоит рассказать что такое перегон парусной яхты, как для шкипера, так и для матроса. Может меньше придется слышать: “Хочу в перегон”. Доставка яхты своим ходом — не круиз, это тяжелая, ответственная и не самая безопасная работа. С заказчиком оговорены сроки, точка доставки, бюджет и дальше начинается самое интересное.

Идиллический отдых в марине будет только для ремонта или пережидания плохой погоды
Идиллический отдых в марине будет только для ремонта или пережидания плохой погоды

Техническое состояние Все заказчики искренне уверены, что их яхта в отличном, ну или исправном, годном к перегону состоянии. Да, оно так нередко и есть, пока она стоит у пирса или выходит в прогулочном режиме. Как только условия становятся чуть-чуть серьезнее, то оказывается, что яхта протекает и ладно бы только по иллюминаторам и люкам. Начинаются глюки проводки. Самые распространенные и простые это ходовые огни. Аккумуляторы не держат заряд. Автопилот работает только на ровной воде. Мотор греется, глохнет от взболтавшегося на качке старого и (или) грязного топлива. Паруса на грани, если ими нормально работать, то порвутся. И так далее. Причем все это проверить в порту не получится, только на ходу. Придется поработать механиком, потому что техпомощь на борт в море не вызовешь. Так как потерявшая управления яхта вряд ли будет долго «Летучим Голландцем», она просто украсит ближайший берег, останками.

Предстартовая проверка. Важно заранее разобраться с устройством всех систем. Потом, если что, на это может не быть времени.
Предстартовая проверка. Важно заранее разобраться с устройством всех систем. Потом, если что, на это может не быть времени.

Страховка В марину без страховки ответственности перед третьими лицами не пустят. Понятно, что она есть. Страховка же, покрывающая повреждения, встречается реже, но… Не все страховки реально работают и вы, как шкипер, об это не узнаете, до тех пор пока…

Это не просто сломалась и упала мачта. Это еще и много других явных и скрытых повреждений.
Это не просто сломалась и упала мачта. Это еще и много других явных и скрытых повреждений.

График Жизнь в перегоне идет по вахтам. Остановки на берегу только по погоде, для бункеровки: водой, едой, топливом, или ремонта. Осмотр достопримечательностей? Только из Pilot book, если она на борту есть.

Гроза уходит
Гроза уходит

Ночные развлечения Если на яхте есть радар и AIS, желательно двухсторонний, то ночные вахты будут несложные, ну кроме мест с интенсивным трафиком и рыбачьих угодий. Но нередко на яхте нет ничего, даже пассивного отражателя.

Ночные переходы без приборов. Так чувствует себя слепой человек в толпе
Ночные переходы без приборов. Так чувствует себя слепой человек в толпе

Рыбаки и сети Ночью не видно многочисленных вешек рыбацких сетей, которые могут быть и очень далеко от берега. Если вешки с подсветкой, она может не гореть. Работающие в тралении, особенно парном, рыбаки имеют шансы поймать вас. Это значит сеть на винте, не работающий двигатель. Ныряние для отрезания. А вода холодная и волны, на которых лодка прыгает, грозя разбить ныряльщику голову.

Вот эту сеть пришлось срезать недалеко от Туниса
Вот эту сеть пришлось срезать недалеко от Туниса

Сейлинг? Моторинг! Использовать паруса вы будете только при самых благоприятных условиях. Только когда ветер правильный, стабильный и не надо постоянно их настраивать. А так, в основном, будет романтично тарахтеть дизель.

С мотора подтекает масло, немножко, пока что
С мотора подтекает масло, немножко, пока что

Погода Не буду показывать пальцем, но случаи когда новые яхты с верфей Ля-Рошели “перегонщики” пригоняли в Средиземку в состоянии “дрова”, очень даже известны. Просто спешили, ведь их время — деньги. А хозяин, он далеко. В прошлом году многие мои друзья 10-14 дней не могли выйти из Средиземки — не пускала погода. А если сроки жесткие? А если договор на другой перегон? Будут рубиться против волны и ветра, уменьшая ресурс элементов яхты. И еще, многие, в том числе заказчики, не знают, что не так страшен ветер, как волны. А настоящие волны, не обязательно большие, у них есть еще такие параметры как длина, период. Иногда даже полутораметровых хватает. При остром курсе они бьют лодку так, что пломбы из зубов вылетают. Но стоит поменять курс… А есть еще грозы… Хотите проверить везунчик вы или нет? Ну или подтвердить версию о том, что молнии это разумные пришельцы из другого измерения.

По размеру парусов понятно, что дует крепко. Зато волны нет
По размеру парусов понятно, что дует крепко. Зато волны нет

Контрабас Вас могут нанять как будто на перегон, а по факту в недрах лодки будет спрятано что-то ценное и запрещенное. Сидеть будет не только шкипер.Цена Стоимость перегона очень зависит от маршрута и состояния яхты. Скажем, по попутным пассатным ветрам через Атлантический океан при оплате заказчиком авиабилетов, базового питания и топлива цена составляет от 1 евро за милю. В сутки на средней круизной яхте или катамаране по пассатам! будет проходиться 150-180 миль. Обратный маршрут через океан дороже раза в два, не меньше.. А из Бискайского залива, скажем в Финляндию, через зоны активного судоходства, сложные метеоусловия, приливные зоны и 3 евро за милю это совсем не потолок цены. Будут неходовые дни, с ожиданием погоды. И тут о среднесуточном расстоянии говорить не придется. А если нет радара и AIS, то еще и не всякий шкипер вообще возьмется за такой маршрут. Вот и вся арифметика. Делите это на экипаж и станет понятно, почему перегоняют вдвоем. Кроме того, с надежным напарником получается нормальный график отдыха. А с неопытными помощниками шкиперу не выспаться.

Идеальные условия в океанском пассате
Идеальные условия в океанском пассате

Итог Есть разные шкипера-перегонщики и когда мы общаемся, я иногда себя чувствую настоящим параноиком. Почему? Потому что некоторые не парятся и говорят: “Что такого сложного, сели и поехали. Я много раз так делал. Все просто.”.. А как же основное правило Хорошей Морской Практики — чувствовать себя ближе к опасности? А никак, до поры до времени. А я вот парюсь, прокручиваю в голове разные сценарии, считаю запасные варианты и способы решения гипотетических и потенциальных проблем. И вот это, пожалуй, делает работу шкипером по доставке яхт интересной: думать, отвечать за людей и яхту, использовать знания и умения.Часть фото использовано на сайте https://yacht-help.com/