Капитаны бывают не только седые или лысые

— Папа, а почему половина моряков — лысые, а вторая половина — седые?
— Видишь ли, лысые — это те, кто ходит на всем, что держится на воде… Они выходят в любой шторм. Швартуются с полного хода в самых тесных гаванях. На полном ходу в тумане проходят самые узкие и извилистые фарватеры. Посещают пиратские районы…
— А седые?
— А седые — это те, кто ходит в море с лысыми.

— Капитан, как же так? — кричали с борта вслед отплывающей шлюпке.
— Вы же должны оставлять корабль последним?!
 — Вы и есть последние, — ответил капитан, усердно работая веслами.
— Я оставляю корабль вам.

Одобрение на публикацию от хозяев лодки получено, но имен не будет, только Хозяин, Хозяйка, я и Баклан.  Перевести на конкретные личности ни у кого не получится. Пожалуйста, не тратьте времени.

Предыстория

Семейная пара решила путешествовать. Купили небольшую, находящуюся в очень хорошем состоянии яхту. Так как опыта у них не было, обучение на дневного шкипера не в счёт, они наняли капитана-наставника (назовем его по-морскому,  Баклан). Перед Бакланом была поставлена задача обучить хозяев  во время перехода из Балтики на Канары.

Я с ними периодически находилась на связи и удивлялась, что же так долго длится эта эпопея. Уже и осень началась, а они все еще тюлюпаются в районе Ла-Манша. Два с половиной месяца 1600 миль.

В середине октября Хозяин  позвонил и спросил, смогу ли я приехать и перейти с ними из холодного Биская в теплые края. У меня было время и желание помочь, и я согласилась.

По приезду я тихо офигела от Баклана. На все мои вопросы об особенностях лодки, он шипел сквозь зубы, что все в порядке. А под мотором лужа антифриза. Спрашиваю: «Как течет, откуда, есть ли запас антифриза»? Его ответ: «Тебе хватит».  Мало того, что это совсем непрофессионально, допускать лужу под мотором, потому как ты не можешь отследить динамику,  так дальше всплыли такие скелеты из рундуков.

Судовой журнал не вел. Радаром и AIS  не разрешал пользоваться и сам не включал. Не дал ни разу хозяевам швартоваться самостоятельно.  Ходил только днем (всего  один ночной переход) и в хорошую погоду. То есть, в основном, в безветренную. Намоторил 500 моточасов с Балтики. Когда обслуживался двигатель, точных данных не было. И так далее.  Как же ему повезло, что хозяева оказались мягкими, интеллигентными людьми. 

Ах да, почему они позвали меня? Однажды Баклан сказал, что  дальше не пойдет. Вероятно потому, что хорошая моторная погода закончилась до следующего лета.

Я прилетела, осмотрелась,  нашла погодное окно, чтобы выскочить из Биская. Подготовились, все запланировали, но не сложилось. Оказалось, что Баклан не говорит ни на каком языке, кроме русского, а ему надо открыть визу и отправиться на самолет.  Хозяева (святые люди, воистину) не могли бросить бывшего наставника в такой беде.  Пока это все делалось, окно погодное захлопнулось и осталась щелка. Напоследок, при прощании Хозяйка сказала Баклану:  « Спасибо, с вами было так спокойно».  На что он, желчным голосом, ответил: «Да, уж теперь вам так не будет».  Я героическим усилием промолчала фразу «Еще бы, северная Атлантика в октябре, циклон за циклоном».  Winter is coming!

Кстати, оказывается, про меня ходят слухи, что там где  я, там и неприятности. Честное слово, странные люди, ну если все хорошо и ровно, то кому об этом интересно знать. Сюжета, фактуры нет. Да, у меня частенько бывает все ровно и гладко, где максимум за большой перегон лампочка перегорит. Но я об этом не пишу. Зачем?

Вышли  против 20-25 узлового ветра, но это на ближайшую неделю был лучший  вариант. 35 миль  по генеральному курсу лавировкой, часов  12 не меньше. Ну, волны в пару метров, ну порывы  30 узлов, но ничего такого и близкого к серьезным условиям. Тем более для океанской лодки, где все системы исправны.

Ветер периодически менялся градусов на 40-

И вот уже скоро поворот, еще чуть- чуть и ветер перейдет в комфортный галфинд. И тут…

Перед стартом из Балтики, во время подготовки, Баклан сказал, что расширитель кровати это вещь не нужная. Будет место занимать и вообще мешаться. Его оставили на берегу.  Ну, так вот, пришла нестандартных волна (а в океанологии есть правило, что каждая тысяча сто какая-то волна в два раза больше среднего значения) и  Хозяин упал с койки.  Что-то серьезное с плечом.  Я оцениваю ситуацию, прикидываю, что дальше только поселочки без госпиталей и принимаю решение возвращаться назад. Назад было быстро, комфортно и одним галсом. Что называется,  почувствуйте разницу, откуда ветер дует.

Как мы искали госпиталь, где берут с травмами иностранцев это отдельная история, но нашли. Обследования, снимки,  вывод — вывих плечевой сумки. Нужно вправлять. В итоге операция по вправлению обошлась в 3600евро, которые вряд ли получится вернуть по страховке. Естественно дальше в осеннее море ему нельзя, как минимум месяц. Еще раз контакт плечом и вывих станет привычным. Это термин такой. Отправили его на самолете и сами вдвоем перегнали лодку.  Да, был временами крепкий ветер, да лавировка и качка, но прошли без единой проблемы и без мотора, практически.

А, вот еще что, оказалось, что Баклан не знал (или не объяснил), что для работы с лебедкой закрутки  грота не надо каждый раз выходить к мачте.  Еще он не научил хозяев пользованию чарт-плоттером, радаром, всяким моментам по безопасности,  например, про кингстоны. Спасательные линии, которые были куплены с начала перехода, устанавливала я. Вот такой капитан-наставник попался. И ведь он был чертовки прав, что со мной будет по-другому, не как с ним.   Потому, что осенняя Атлантика. Потому, что я люблю паруса и умею ими пользоваться. Потому, что я всегда помню, что если какая-то неприятность теоретически может случиться, то она вполне вероятно случится, если не подстраховаться.
Для чего я это написала? Чтобы подобная ситуация не случилась еще с кем-нибудь. Чтобы все моменты по переходу и обучению были четко обговорены. Чтобы потом не было мучительно больно за бессмысленно потраченный ресурс двигателя и время))