Черногория

Мартовская неделя в Черногории с КТМ-ами
С чего бы такого начать, а, ну вот, пожалуй, начну с денег, а потом про все остальное.
Неделя в Черногории (район города Тиват) обошлась мне за все про все в 900 евро + 10 тыс руб за авиабилеты.
Что входило в эти деньги за день:
35 евро за номер в  хорошей гостинце на берегу моря с завтраком.
70 евро (вообще-то цена 100 евро, но для нашей пилотной группы из 4-х человек была скидка) – аренда КТМ 2012  (250 ЕХС, 300 ЕХС, 350 EXC-F) года без ограничения моточасов с проводником
20 евро (машина VW Golf на двоих  в аренду с бензином)
10-15 евро  бензин для мотика
20 евро ужин в ресторане с алкоголем + вода и перекус для дневного маршрута. В магазинах огромный выбор вкусной и дешевой натуральной еды: потрясающие сыры, молочка, мясо и сосиски.
Виза в эту страну не нужна вовсе. Даже никакой ваучер покупать на границе не надо.
Все что ломается при падениях – оплачивается отдельно. Разумеется, что если крякнет коробка или т.п. без внешнего вмешательства это проблема хозяина, а не клиента.
http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/665127/Ездить на спортэндуро по равнинам меня перестало прикалывать пару лет назад. Горы это совсем другое дело. Они разные, непредсказуемые, сложные и безумно красивые. Ну и мотоцикл для гор должен быть соответствующим. Нет, есть конечно всякие Шерпы и Серовы, но они не дают кайфа ни от работы подвесок, ни от мощного мотора. В общем, самый правильный мотоцикл для гор это легкий 2-х тактник, желательно со стартером. При всей бедности выбора, альтернативы KTM EXC 250 или 300 нет вообще. Поэтому вот уже 2 года у меня именно такой мотоцикл, но вот засада, после него ездить  4-х тактниках не в кайф. Так что в каждые новые горы ехать приходилось со своим рыжим самоваром. Но в холодном марте добираться в теплые горы со своим мотоциклом пришлось бы очень долго. Так что я начала подумывать о  всемирной системе КТМ-туров, но они либо уже были расписаны заранее, либо не радовали ценой, либо их уровень сложности был в 1-2 перчика  (максимально по градации КТМ перчиков пять), а это значит ездить по автомобильным грунтовкам. Или 4-5 перчиков, что для меня много. Самые спросовые 3-х перчиковые в наличии отсутствовали.

Но мысль имеет свойство становиться реальностью, надо только не откладывать ее дальний ящик. Не прошло и года, с тех пор как в Румынии на Романьяксе я познакомилась с Ильей — участником с Дальнего Востока. И вот он уже поменял ПМЖ на холодном Сахалине на вечно-теплую Черногорию и не только поменял, а еще организовал мото-прокат с KTM 2012 года, в основном 2-х тактными. А помимо внедорожного направления, есть еще прокат дорожных мотоциклов и даже таких как Ducati,  BMW GS1200. Так что у него есть интересные маршруты, контакты проверенных хозяев апартаментов, прокатных машин, катеров и яхт.
http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/665119/

Само собой, что не воспользоваться приглашением Ильи и посмотреть на все это своими глазами, было бы явно не разумным поступком. Поэтому в небольшой компании друзей и знакомых эндуристов мы приехали в Черногорию. Тут надо сказать, что не в пляжный сезон билеты на самолет стоят около 10 тыс. руб в обе стороны. Вот только к комплектации сумки с экипом надо подходить по принципу — ничего лишнего. У всех был перевес + 5-7 кг, при разрешенных 20-ти. Однако мы смогли предъявить мотоботы под видом горнолыжных ботинок и избежать переплаты примерно в 5 евро за кг.

Всего 3 часа полета и мартовская слякотная, заснеженная Москва поменялась на теплую Черногорию, природа которой отчасти напоминает Крым. Снег и заморозки здесь, на Адриатике, явление аномальное и заснеженные шапки гор, сфотографированные мною, повергали в ужас всех, знающих эти места. А море было градусов… ну может 14-15, что не мешало мне проплывать героические метров десять туда, а еще быстрее обратно.
http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/665113/

Отвлекалась, извините. По прилету нас встретили. Расселили. Рассказали о завтрашних планах, особенностях местности. Душевное общение под морепродукты и местное вкусное вино — полный релакс после нервной столицы.
По местному времени (+3 часа) мы завтракали в 8-00. А в 9-00 выходили на маршруты.  5 дней катания были очень разнообразные. Мы выезжали на море, ездили внутри заброшенных фортов, карьеров,  крепостей и военным укреплениям.  Поднимались на горные хребты, откуда открывались просто чумовые виды. Продирались по пешеходным тропам, среди зарослей колючек. Штурмовали каменистые подъемы. Ездили по осыпавшимся горным дорогам, где справа стена, а слева обрыв или наоборот. На базу возвращались с мыслью о холодном пиве, ужине и отдыхе от активного отдыха.
http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/663922/

http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/663917/

http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/663887/

http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/664129/

http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/665112/

http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/664155/

http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/664145/

http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/665116/

Так, где тут вымя?
http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/665121/

http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/663897/

К сожалению, из-за нетипично холодной зимы к середине марта снег на перевалах еще не растаял, хотя у моря было уже +20. Поэтому мы не смогли выйти в основные горные районы, где настоящие лунные пейзажи.
Особенно мне запомнился один даун-хильный спуск. Сначала каменная полка, прижимавшаяся к скале, становилась все уже, местами ее перегораживали упавшие камни, а сбоку вниз уходил обрыв с редкими деревцами и кустиками.  Эти кустики внушали иллюзию некой точки застревания, если навернешься или закусит газ. Потом полка расширилась,  где мы сделали тематические фотографии болтания ножками над пропастью.
http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/663898/

http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/663892/

http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/663900/

http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/663901/

А дальше начался спортзал по тасканию мотоцикла, хорошо, что вниз, а не вверх. В принципе мега-профи могут там спуститься, делая стоппи с закидыванием заднего колеса на нужный угол, но ведь и они ошибаются. А цена ошибки… В общем от усталости ручки мои стали плохо координировать происходящее и на коротком прогоне вдоль горы переднее колесо соскочило с тропинки, повиснув на кусте. Сзади никого не было, ведь я ехала замыкающей. Представьте: жарит солнышко, почти 20 градусов, полная экипировка, а перед этим уже минут 20 фитнеса с тасканием железа.. В общем, когда я вытащила передок на тропинку в висках стучало соло на барабанах стиля треш-металл, а частота дыхания напоминала гончую собаку после охоты на зайца. Когда через 5 мин я смогла поехать дальше, оказалось, что мне навстречу уже выдвинулась спасательная экспедиция.
Еще яркие впечатления дал проезд сквозь гору, по брошенному военному тоннелю. Ширина его такая, что руль в некоторых местах цепляется за стену. И без фары там делать нечего. Зато ощущения из серии – не пожалеешь.
http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/663881/

Поднимаясь на смотровую площадку, откуда открывался прекрасный вид на Которскую бухту и залив у Тивата, мы встретили дедушку на мотороллере Веспа 46 года выпуска. Хозяин прекрасно сохранившегося мотороллера рассказал нам о жизни в этих краях, о дорогах, о своем взгляде на Путина, на женщин и вообще о жизни, а также помог  своим набором ключей, ведь как раз в месте встречи у нас был неплановый шиномонтаж из-за острых камней. Интересно, что наши славянские языки очень похожи и понять местных не сложно.
Ну и вообще, такого позитивного отношения к мотоциклистам я еще не видела. Приятные люди кругом поразили своим дружелюбием. Довольно высоко в горах мы наткнулись на брошенную деревню, в которой жилым был один дом. Так вот, хозяин, бросив все свои дела, побежал за бутылкой самодельной ракии и радостно налил нам по символической рюмочке.
http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/665126/

Порадовало отсутствие грязи как таковой, даже сильной пыли на этих каменистых дорогах и тропках нет. Правда резина уходит на глазах —  10-15 моточасов и баллон идет на свалку.
Про сложность. Я так понимаю, что Илье не интересно катать народ начального уровня.  И честно скажу, что мы ездили не по самым сложным маршрутам, но мне  местами было тяжеловато, хотя в горах накат у меня приличный.
И еще слова Ильи —  «Это спортивные эндуро, дорогие в обслуживании и с небольшим ресурсом. Денег на них заработать нормально не получится. Хорошо, если будет небольшой плюс. Но это способ поднять эндуро-тему в регионе и жить интересной жизнью».

В общем, получилась отличная неделя. Хорошая компания, правильные мотоциклы, новые интересные маршруты   —  полный коктейль удовольствий. А мне так понравилась страна, что я туда еду на вторые майские. Покатаюсь по горам на мотике. Полазаю со своими сыновьями  по крепостям и фортам. Покажу им знаменитый Дубровник (он в соседней Хорватии). Присоединяйтесь!

Фото мои, burkutun, korch

http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/664145/

http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/663919/

http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/663902/

http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/664127/

http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/664128/

http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/664138/

http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/664141/

http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/663893/

http://fotki.yandex.ru/users/eugenia-club4x4/view/663891/